«Звездные войны», «Игра престолов» и супергерои — объясняем, почему фэнтези оказалось популярнее научной фантастики
  • Категория: Новости

  • Автор: Admin

  • Дата: 3-04-2019, 04:10



Слушать статью: Ден, Макс

Содержание
  • Модели развития человечества
  • Коллективное бессознательное
  • А причем тут фэнтези?
  • Отличие научной фантастики
  • Фэнтези вокруг нас?
  • Причины популярности фэнтези
  • Следствия…

Все больше и больше продуктов для нашего досуга (книги, фильмы и игры) выходят в фэнтезийном жанре. И речь не только о классических представителях, вроде «Ведьмака» или «Властелина Колец», но и о такой «фантастике» как «Звездные войны» или супергеройские комиксы. Наметившийся ли это тренд или совпадение? Попробуем в статье увидеть ближайшее будущее, в том числе игровое.



При подготовке материала было обработано много информации и чтобы компактно её уместить, мы взяли только самое важное. Сперва мы обозначим два теоретических посыла, а затем разложим их на практике.





подразумевает, что все в мире циклично и разделяется на фазы, которые проще всего описать дневным циклом: ночь, рассвет, восход, зенит, закат, сумерки и снова ночь.




То есть бытие предопределено и любое развитие (культурное, экономическое, общественное или государственное) неизбежно закончится анархией и развалом, которое даст начало новому рассвету и новому циклу развития, который также неизбежно закончится.



Исторически эта философская концепция формировалась с Древности и по Средневековье, встречается не только в европейской, но также в китайской и индийской культурах.



Время тогда текло медленно — технологический, общественный или экономический уклад не менялся в течение столетий, гарантированно перекрывая среднюю продолжительность жизни и позволяя анализировать события совсем недавнего прошлого.



«Звездные войны», «Игра престолов» и супергерои — объясняем, почему фэнтези оказалось популярнее научной фантастики

Критика этой модели началась в эпоху Возрождения под давлением религии — в обиходе прочно укореняются представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (страшный суд). Тем самым ход человеческого развития приобретает направление, круг должен распрямляться в прямую линию, но бытие остается предопределенным (установление всевышнего царства на земле).



В итоге, в конце Нового времени формируется модель развития по спирали. В её основе по-прежнему повторение, но, по выражению немецкого философа Георга Гегеля (Georg Hegel), оно всегда происходит на качественно новой основе или на более высоком уровне развития.




Мы не будем приводить выкладки разных философов и исследователей, поскольку за прошедшие 250 лет эта теория не просто совместила круговой и линейный принципы, но и в целом расширила наше понимание развития как процесса. Выделим самое главное:



  • Форма спирали имеет конкретный набор параметров (радиус, амплитуда, шаг), которые используются для описания процесса. Она может закручиваться, раскручиваться, либо оставаться постоянной, что также создает поле своих смыслов.
  • Текущая позиция на спирали также получает конкретные величины — инерцию, скорость, ускорение и другие.



  • Структура спирали может меняться, обозначая ширину и плотность потока. Как правило, спираль изображается тонкими витками, но вместо витка может быть практически любая трехмерная фигура со своими флуктуациями.
  • Бытие перестало быть предопределенным — движение может идти вверх (обозначая прогресс, усложнение) или вниз (обозначая регресс, деградацию). Вместо неизбежного повторения цикла люди становятся творцами своей судьбы.
Сразу приведем конкретные примеры, полезные для раскрытия нашей темы.

Полагаем очевидным, что последние 150 лет научно-технический прогресс развивался столь стремительно, что это самое развитие можно характеризовать спиралью с все возрастающим радиусом и шагом:




В то же время прогресс общественного развития очень медлительный, напоминает больше круг, чем спираль, а увидеть полную картину его развития можно со взглядом на тысячелетия в прошлое.




Причина этого в том, что общество обладает крайне высокой инерцией мышления, образа жизни и базовых установок — сдвинуть эту «массу» с текущей орбиты крайне сложно. Поэтому в большинстве стран общественный уклад меняется только в ходе революций и гражданских войн.



Даже имея объективные обстоятельства и требования времени к переходу на следующий виток спирали, общество продолжает жить по инерции. Накапливаемые противоречия, которые не разрешаются, и приводят к катастрофам, как, например, в 1917 году с крушением Российской Империи и приходом коммунистов с совершенно другими идеями.





Карлом Юнгом (Carl Jung), основоположником аналитической психологии.



Этот термин можно определить как «итог жизни рода (набор ощущений, переживаний, страхов и других личных проблем всех предков), продукт наследуемых структур мозга».




Коллективное бессознательное — все еще часть вашего «я», такая как разум и личность, но, не персональная. Это некий «общий знаменатель», накопленный поколениями ваших предков и переданный вам механизмами генетического наследования.



Чтобы лучше понимать работу коллективного бессознательного, посмотрите на интеграцию переселенцев-мигрантов из регионов Ближнего Востока и Африки в современную городскую среду Европы или вспомните переход от сельскохозяйственного уклада к индустриальному.



Без государственного нажима такая интеграция проходит в течение трех поколений или 60-75 лет. Несмотря на переход в другую среду обитания, первое поколение его не воспринимает и полностью сохраняет свое мышление, образ жизни и базовые установки, чем вызывает «разрыв шаблона» у более развитого общества.




И все это полностью передается второму и третьему поколениям, которые все больше замещают их параметрами среды, но отдельные элементы прошлого сохраняются долгие поколения.



Стремление отдельных групп «к своим корням, природе, оригинальному быту», неприятие любых новшеств или каких-то конкретных нововведений, которое также наблюдается в развитом обществе — следствие работы коллективного бессознательного в рамках целого рода.



Механизм, включающийся поскольку, с точки зрения опыта от предков, есть некая угроза выживанию.





Witcher или Kingdom Come. Однако почти все современные фильмы, сериалы и игры также относятся к категории фэнтези и вот почему.



В таких медиа-продуктах, как «Звездные войны», «Ходячие мертвецы», комиксы и кинокомиксы от Marvel и DC фэнтези умело маскируются внешними атрибутами научной фантастики.




Так ли Саурон отличается от Дарт Сидиуса[/img]


Коллективное бессознательное привыкло к тому, что обычный человек (то есть вы) ни на что не влияет. У него отсутствует проблема самостоятельного выбора и последующей ответственности за него. То, что норма для произведений научной фантастики.



Бессознательное сопротивляется изучению новых знаний и страшится тех рисков, которые дает современный научно-технический прогресс. Ему нужна стабильность, которая так удачно есть в фэнтезийных книгах, фильмах, сериалах и играх.




В качестве примера того, как сильно массы не хотят в будущее, можно вспомнить серию Call of Duty. За вполне успешными Modern Warfare о войнах настоящего, компания Activison профинансировала целую серию научно-популярных блокбастеров о конфликтах ближайшего будущего — Black Ops 2, Ghosts, Advanced Warfare, Black Ops 3 и Infinite Warfare.





И, несмотря на тщательную проработку игровых элементов, каждую из этих игр нещадно критиковали за сеттинг. Работая на игровом сайте, мы видели множество подобных комментариев под новостями.



В то же время игры про средневековье без художественного подспорья, вроде Kingdom Come: Deliverance и Mordhau, завоевали огромную аудиторию.




Мегапопулярные персонажи Marvel и DC, придуманные под сотню лет назад — это просто архетипы моего и вашего коллективного бессознательного. И появились они не случайно, а как выражение страхов и испугов, формируемых бессознательными ощущениями авторов комиксов от изменений 20-го века.



Полагаем верным утверждать, что создатели персонажей – такие же люди, как и мы с вами – имели похожий набор архетипов коллективного бессознательного. Поэтому когда эти архетипы прорвались сквозь интеллект и знания на страницы комиксов, то тут же с резонировали с коллективным бессознательным широких масс.




Это хорошо объясняет, почему так сложно выйти с новым персонажем на рынок комиксов и даже продуманный герой не находит своего читателя – его образ просто не резонирует с коллективным бессознательным человека.



Кроме того, уже существующие супергерои, вроде Супермена или Человека-Паука, закрывают большой спектр архетипов, полностью удовлетворяя потребности коллективного бессознательного.



Horizon: Zero Dawn — некогда мощная цивилизация развалилась, оставив после себя толпы блуждающих ИИ-ботов и немногочисленных выживших, которые пережили апокалипсис и совмещают архаику раннего средневековья с высокотехнологичным оружием.
скачать dle 12.1